Barbie loves Me
В конце 1990-х годов американский художник Том Форсайт представил на выставке фотографии, главным объектом которых стала обнаженная кукла Барби. Нецелевое использование игрушки не понравилось ее производителям, которые подали на художника в суд. Разбирательство закончилось нетривиально: в выигрыше ($2,1 млн) оказался фотограф.

Имя фотохудожника из Юты Тома Форсайта долгое время было известно только среди профессиональных фотографов и немногочисленных поклонников его зачастую слишком оригинальных проектов. Судьба господина Форсайта круто изменилась, когда ему захотелось сделать объектом своего творчества всемирно известную куклу Барби. Это решение Том позже объяснял так:

- Я выбрал образ Барби как символ нашего общества. Я твердо убежден, что современные технологии и глобализация превращают людей в бездумных потребителей. И кукла Барби с ее искусственными улыбкой, волосами и многотысячным гардеробом лично для меня символизирует это негативное явление.

На снимках кукла была представлена преимущественно в обнаженном виде в окружении кухонной утвари (в миксере, духовке, стаканах и кастрюлях) и в эротических позах.

- Я заставил куклу исполнить все роли, какие только можно себе представить, со всеми сопутствующими этим ролям предметами, - заявил художник.

Выставка из 70 фотографий господина Форсайта прошла в нескольких городах США, несколько ведущих изданий Америки опубликовали на нее положительные рецензии. Но, как оказалось, работы художника заинтересовали не только журналистов. 24 августа 1999 года Mattel Inc., компания-производитель Барби, подала на Тома Форсайта иск в суд Лос-Анджелеса (там проходила одна из последних выставок). В заявлении компания вменяла Форсайту в вину нарушение авторских прав и нанесение ущерба торговой марке и требовала запрета выставки.

Рассмотрение дела продолжалось полтора года. Для Форсайта дело усложнялось еще и тем, что он не мог найти себе хорошего юриста - художник был беден, выставки не приносили стабильного дохода.

- Большинство существующих адвокатских контор годятся только для защиты интересов в бракоразводных процессах, настоящих же специалистов в области прав человека можно пересчитать по пальцам одной руки, - вспоминал художник. В конце концов, за его дело взялся Американский союз гражданских прав в Южной Калифорнии.

Юристы этой организации решили подать встречный иск. По их мнению, корпорация Mattel Inc. посягнула на свободу выражения мыслей. Те деньги, которые удалось бы выиграть, и должны были стать гонораром адвокатов. Ущерб, нанесенный художнику, специалисты союза оценили в $1,8 млн, хотя сами юристы были уверены, что суд не пойдет на присуждение столь крупной компенсации.

По словам мистера Форсайта, скандальные фотографии являлись попыткой разрушить миф куклы Барби и ее игрушечного мира.

- Я хотел показать всем, что Барби - это лишь машина для рекламы, а не пример для подражания, и ни в коем случае не хотел нанести финансовый ущерб корпорации, - заявил художник.
Мировая слава

Борьба небогатого фотографа с могущественной корпорацией немедленно вызвала всемирный интерес. Вскоре его работы получили повсеместную известность, альбомы издавались огромными тиражами.

Газеты же вспоминали скандалы, связанныес куклой Барби, которая неоднократно изменялась под влиянием общественного мнения. Публика требовала разнообразия - и у Барби появлялись различные наряды, а в 1961 году и друг Кен.

Семь лет спустя в ответ на обвинения в расизме кукла обзавелась подружками: негритянкой и азиаткой. Чуть позже, после выпадов феминисток, которых возмущал образ Барби-домохозяйки, были созданы куклы с профессиональным уклоном: врач, учительница, бизнесвумен.

Барби прошла через несколько судебных процессов (самым известным из них была тяжба с датской группой Aqua по поводу хита Barbie Girl), правда, большинство из них проигрывала.

- Адвокаты Форсайта правы: Барби действительно уже не просто брэнд, а часть нашей жизни, - подводила итог 45 годам жизни куклы The New York Times.

Судьи рассматривали дело Форсайта еще дважды, последний раз - в июле 2004 года, когда апелляционный суд постановил, что корпорация Mattel Inc. должна выплатить Форсайту $1,8 млн в качестве компенсации ущерба (эти деньги художник отдал адвокатам по условиям первоначальной договоренности) и еще $300 тыс. за судебные издержки (то есть опять же на адвокатов - эту сумму фотограф по праву оставил себе). Кстати, после окончания процесса мистер Форсайт предпочитал не вспоминать о деньгах:

- Я выиграл как свободный художник и дал понять всему миру: на этом свете пока еще не все измеряется в долларах.

В заключении суда говорилось: «Mattel не может использовать законодательство о защите торговой марки с целью ограничения права на пародию или сатиру».

Весть об окончательном судебном решении борцы за права человека встретили с ликованием. Как отметил сам Форсайт, результат слушаний - это «победа для всех, кто критикует Барби как образ женщины и бездумное его копирование, позволяющее Mattel Inc. продавать эти гиперсексуализированные куски пластика миллионам американских семей».

Источник: ura-inform.com/ru/photo/2006/06/26/foto_barbi/

Официальный сайт художника: www.tomforsythe.com/index.cfm

фото

@темы: [Интересности], [Куклофото]

Комментарии
20.03.2011 в 15:09

Вперед и только вперед. К мечте пора двигаться, а не только лежать в ее направлении
Крайне любопытная информация, спасибо. Фотки мерзкие, понятно почему компания подала в суд.
Кстати, после окончания процесса мистер Форсайт предпочитал не вспоминать о деньгах:
Естественно!:lol: Вот лопух, мог получить почти два миллиона, но доверился адвокатам...
20.03.2011 в 17:18

да уж... сначала все поголовно любили Барби, а потом стало модно обвинять её во всех смертных грехах.
21.03.2011 в 00:25

Barbie loves Me
Dark_Lord_Scream
кого-то всегда нужно обвинять
кроме себя
21.03.2011 в 01:10

It was pitch black. She was eaten by a grue.
Паршивенькое исполнение достойной идеи.
01.04.2011 в 17:41

На самом деле, Барби в подобном виде искусства, часто именуемого "арт", чуть ли любимая героиня.
Есть целая американская объединенный группа "Altered Barbie Exhibition".



Я как раз писал об этом явлении в последнем номере журнала AFD. Но сознательно не стал писать об этом
"художнике" из поста выше)